Наем персонала может потребоваться организации на любом этапе работы — в начале деятельности, при расширении штата, при необходимости замены плохо работающих или уволившихся сотрудников и т. д. JCat.Работа расскажет, что представляет собой процесс рекрутмента, и почему важно ответственно подойти к вопросу заполнения вакансий.
Рекрутмент
Так называют совокупность действий по профессиональному подбору персонала. Их цель — найти лучших кандидатов и помочь им быстро влиться в рабочий процесс. Качество рекрутмента можно оценить по 3 критериям:
- время, потраченное на закрытие каждой вакансии;
- соответствие выбранных соискателей требованиям должностей;
- эффективность работы найденных сотрудников на новых местах.
Чтобы избежать постоянной текучки кадров, задачу их поиска поручают специально обученным людям (работающим в фирме или со стороны).
Кто занимается рекрутментом
Подбор сотрудников осуществляют:
- HR-подразделения (их создают в организациях специально для решения кадровых вопросов);
- HR-агентства (сторонние фирмы, выступающие посредниками между работодателями и соискателями);
- хедхантеры (специалисты, которые подбирают кандидатов на самые важные и престижные должности);
- аутсорсинговые фирмы (предоставляют рабочую силу «в аренду» по длительному контракту);
- интернет-сервисы (располагают единичными и многочисленными вакансиями).
Выбор варианта зависит от структуры компании и ситуации. Иногда даже организации с кадровыми подразделениями обращаются в агентства. Например, помощь может потребоваться, если сотрудники нужны для принципиально нового направления в работе или предполагается набор кадров для целого филиала. Также HR-специалисты и руководители небольших фирм часто пользуются услугами интернет-поиска кандидатов.
Виды рекрутмента
По качеству набора персонала выделяют:
- линейный рекрутмент — быстрое массовое привлечение кадров по базовым критериям;
- management Selection — набор высококвалифицированных специалистов и сотрудников среднего управленческого звена;
- executive search — поиск и приглашение людей на высокие руководящие должности;
- headhunting — привлечение конкретных людей (часто из конкурирующих организаций) путем предложения им более высокой заработной платы или других бонусов.
По методам отбора выделяют 2 типа рекрутмента:
- digital — задействование в поиске интернет-ресурсов;
- реферальный — выбор сотрудников среди знакомых и людей, пришедших по рекомендациям.
Также процесс отбора может быть внешним и внутренним. По одной классификации различают поиск сторонними (с помощью агентств и независимых менеджеров) и своими силами. По другой значение придают источнику кадров (приток людей со стороны или из внутреннего резерва).
Как происходит процесс рекрутинга
Для начала нужно решить, какой человек подходит для каждой вакантной должности. Важны образование, опыт работы, профессиональные навыки, личностные качества. Также желательно определить, что сама фирма может предложить соискателю (условия работы, карьерные перспективы и т. д.). Особенно это важно, если требуются высококвалифицированные специалисты. Такие люди всегда востребованы, поэтому предложение должно их заинтересовать.
Поиск кандидатов
Как начинается поиск будущих сотрудников:
- если принято решение воспользоваться услугами агентства, осуществляется просмотр его базы соискателей;
- при возможности принятия на работу человека без опыта можно сделать запрос в высшие учебные заведения с просьбой предоставить данные о лучших студентах-выпускниках;
- можно обратить внимание на ценных сотрудников фирм-конкурентов и предложить им перейти в вашу команду на выгодных условиях.
Если ни один из вариантов не подходит, а в собственном кадровом резерве нет подходящих претендентов, стоит донести информацию до тех, кто находится в поиске работы. Самый простой и эффективный метод — размещение объявлений с подробной информацией в соцсетях и на популярных сайтах.
Выбор
Получив достаточное количество заявок от соискателей, их просматривают и отбирают лучшие. При грамотной организации процесса в анкетах претендентов будут все данные, позволяющие понять, подходит ли соискатель на вакантное место.
Собеседования
Чтобы выбрать будущих сотрудников из оставшихся кандидатов, с каждым стоит дополнительно пообщаться. Это можно сделать путем:
- телефонного разговора;
- интервью по видеосвязи;
- беседы на общей встрече соискателей;
- индивидуального собеседования.
Затем результаты анализируют, выносят окончательное решение и составляют документы о приеме на работу подходящих претендентов.
Оформление и помощь в адаптации
Чтобы выбранные люди стали частью отлично работающей команды, необходимо помочь им быстро влиться в коллектив и разобраться с обязанностями. Также желательно понаблюдать за их деятельностью и оценить степень соответствия ожиданиям работодателя. Если кто-то из новых сотрудников не смог справиться, его стоит заменить новым.
Таким образом, рекрутмент персонала — это не просто заполнение свободных мест в коллективе. Это целая система мероприятий, нацеленная на выбор лучших сотрудников, способствующих развитию и процветанию организации.
Уделяйте внимание каждому этапу данного процесса и повышайте эффективность своего бизнеса с рекомендациями от JCat.Работа. Также с помощью этого инструмента вы можете разместить вакансии на 50+ активных сайтах за 5 минут. Статистика по просмотрам и откликам, а также хранение и обработка резюме со всех ресурсов в личном кабинете позволят вам быстро решить проблему нехватки специалистов. Находите сотрудников на отдельные должности или запускайте массовый подбор линейного персонала с платой за отклики.