Организация работы труда в период пандемии

COVID19

Многие бы хотели пережить пандемию у себя дома. Но что делать, если организация должна продолжать работу? Как защитить своих сотрудников? Что по этому поводу говорит государство? Ответы на эти и другие вопросы мы дадим в статье. 

Организация работы в период пандемии: правовые основы

Согласно Указу мэра Москвы от 16.03.2020 № 21-УМ, работодатели делятся на 3 уровня:

  1. Обязанные приостановить деятельность. Это компании, которые проводят спортивные мероприятия, а также досуговые, развлекательные: кафе, рестораны, спортивные стадионы, тренажерные залы и т.д.
  2. Работодатели, которым рекомендуют обеспечить режим самоизоляции сотрудников. Например, к ним относятся государственные учреждения. Они продолжают работать, но часть сотрудников можно перевести на удаленный режим или отправить в отпуск. 
  3. Обязаны обеспечить самоизоляцию всему штату. Например, частной IT-компании не обязательно распускать своих работников и приостанавливать деятельность. Она может просто перевести сотрудников на дистанционный режим.

Указ вышел в середине марта, сейчас уже почти лето. Многие компании возобновляют свою деятельность. И тут возникают вопросы: как организовать рабочий процесс? Надо ли переводить сотрудников с удаленной работы обратно в офис? Такое замешательство объяснимо: правительство не дает четких указаний, есть лишь рекомендации.

На сайте «КонсультантПлюс» есть специальный раздел, куда добавляются все последние постановления, указы, информационные письма. Там можно отслеживать законодательные акты по работе компаний во время пандемии коронавируса. Ознакомиться с разделом можно по ссылке: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/t3245/.

Еще один сайт, где публикуется актуальная информация про ковид и организацию трудовой деятельности, – это Роспотребнадзор. Есть специальное письмо, в котором они объединили основные принципы работы во время ковид-19 среди работников. Обязательно с ним ознакомьтесь: https://goo.su/1By9.

Если этого недостаточно, то вот еще важные ссылки на сайте Роспотребнадзора:

Обратите внимание! В каждом регионе могут быть свои законодательные акты, нормы и требования. Зайдите на сайт местных органов власти вашего региона, чтобы получить актуальную информацию. 

Обязанности работодателя

Как мы уже сказали, все распоряжения носят больше рекомендательный характер. Однако работодатели должны обеспечить защиту своих сотрудников. Хотя бы потому, что если все заболеют, это скажется на эффективности организации. 

Среди рекомендаций следующие:

  • измерять температуру сотрудников, отстранять работников с повышенной температурой;
  • проводить дезинфекцию помещений;
  • закупить для всего штата маски, перчатки, антисептики;
  • не допускать на работу в течение 14 дней сотрудников, которые прибыли из других стран;
  • если кто-то из сотрудников заболел, сообщить Роспотребнадзору, с кем контактировал заболевший.

Организация работы труда для работодателей во время пандемии:

  1. Перевести сотрудников на дистанционную работу. 
  2. Ввести неполный рабочий день.
  3. Объявить простой.
  4. Направить работников в отпуск.

Эти способы можно объединять. Например, молодых сотрудников, которые с компьютером на «ты», перевести на удаленный режим. А работников, которые находятся в зоне риска, отправить в отпуск. Остальным можно предложить неполный рабочий день. Но тут уж каждый работодатель решает сам, как ему действовать.

Все переводы на дистанционный режим, изменение графика и прочие нововведения должны устанавливаться с письменного согласия работника. 

Обратите внимание! Если вы переводите сотрудника на удаленный режим, это не значит, что ему можно меньше платить. Заработная плата начисляется в обычном режиме. Если же вы вводите неполный рабочий день, то оплата зависит от количества отработанных часов. 

Охрана труда

Специалисты по охране трудовых отношений в организациях должны принять меры, чтобы защитить своих сотрудников. Но что это за меры, многие не понимают. Вот основные рекомендации:

  • издать приказ о профилактических мерах;
  • подготовить санитарно-бытовые помещения;
  • провести инструктаж о профилактических мероприятиях, но только в дистанционном формате;
  • исключить любые офлайн-конференции, совещания и прочие сборы;
  • запретить сотрудникам есть на рабочем месте (если нет столовой, то подготовить помещение для этой цели).

Как раз в приказе о профилактических мерах должно быть прописано, что исключаются совещания, командировки. Также там надо прописать санитарно-гигиенические нормы: при входе на работу сотрудники должны обрабатывать руки антисептиком, каждые два часа проветривать помещение и так далее. 

Подготовка санитарно-бытовых помещений подразумевает размещение в общедоступных местах информационных материалов для работников. Также рекомендуется использовать дополнительные меры по дезинфекции помещений и средства личной гигиены. Например, можно раздать сотрудникам спиртовые салфетки для обработки клавиатуры, телефона и других предметов оргтехники.

Информационные материалы – это методички, инфографики, объявления, которые сообщают работникам о профилактических правилах. Например, «есть на рабочем месте запрещается, для этого есть специальные комнаты», «пришел на работу – помой руки с мылом», а в туалете возле раковины пускай висит наглядное пособие о том, как правильно мыть руки.

Гигиенические процедуры в организации

С гигиеническими процедурами в компании вы также можете ознакомиться на сайте Роспотребнадзора или ВОЗ. Рекомендации довольно простые и эффективные – при условии, если их выполнять.

Давайте рассмотрим, что в себя включают гигиенические процедуры:

  1. Ежедневная уборка с применением дезинфицирующих средств. Нужно не только мыть пол, окна, но и протирать дверные ручки, оргтехнику, зеркала и так далее. Причем, согласно рекомендациям Роспотребнадзора, мыть полы надо утром и вечером; подносы, дверные ручки, кассовые аппараты протирать каждые 2 часа, а санитарные узлы обрабатывать каждые 3 часа.
  2. Обеззараживать воздух с помощью бактерицидных ультрафиолетовых облучателей закрытого типа. Они не вредны для людей, поэтому их можно использовать круглосуточно в офисах, столовых, санузлах.
  3. Персонал должен мыть руки с мылом и обрабатывать их антисептиком. Это нужно делать по приходе в компанию утром, по возвращении на рабочее место с другого отдела, перед приемом пищи и так далее. На входе должен стоять антисептик. Идеально, если и у каждого сотрудника будет свой санитайзер. 
  4. Обеспечить сотрудников средствами защиты. Как минимум, каждый работник должен носить маску, желательно, если она будет медицинская.
  5. Очищать и дезинфицировать систему вентиляции. 

Обратите внимание! Проводить дезинфекцию нужно во влагонепроницаемых перчатках.

Таким образом, продолжать работать в период коронавируса можно. Главное – соблюдать элементарные правила организации трудовых отношений. 

Оцените статью