Проблема поиска сотрудников актуальна для каждой компании. Но если управленческие вакансии успешно закрываются в короткие сроки, то найти рабочего не всегда представляется возможным, ведь необходимо подобрать не просто кадровую единицу, а достойного сотрудника, у которого будет соответствующая квалификация для эффективного выполнения поставленных задач.
Сложности поиска обусловлены тем, что процесс подготовки работника и стажировка занимают много времени, но не всегда заканчиваются положительно для работодателя.
Компании не могут позволить себе тратить время и финансы на подбор специалистов, поскольку снижается производительность, появляются простои в работе, уменьшается прибыль. По этим причинам качественный, а не количественный отбор кандидатов, – основная задача при подборе персонала.
Принципы подбора рабочих
При подборе персонала компании руководствуются тактическими и стратегическими приоритетами, видом деятельности и системой управления кадрами. Основная задача бизнеса – правильно определить качества рабочих, а именно:
- мотивацию;
- совместимость с этикой и философией компании;
- скрытые резервы;
- сильные стороны кандидата;
- профессиональные навыки;
- возможность роста и совершенствования;
- уровень адаптации.
С точки зрения законодательства существует всего два принципа – отсутствие дискриминации и объективность в принятии решения.
Риски при подборе персонала
Процедура отбора рабочих сопряжена с несколькими рисками:
- Предрассудки. Необходимо рассматривать каждого кандидата как личность, не проецируя его привычки на прошлых работников. Снизить угрозу стереотипного мышления поможет коллегиальное принятие решения, абстрагирование от своих предубеждений.
- Репутация компании. Привлечь нужных кандидатов легче, если компания зарекомендовала себя как хороший работодатель.
- Сроки поиска. Влияют на используемые методы подбора персонала и вкладываемые финансы. Чем быстрее нужно найти рабочих, тем больше вложений требуется.
Учет всех рисков поможет принять правильное решение, оценить финансовые возможности и провести планирование численности работников в долгосрочной перспективе.
Методы поиска сотрудников
Мгновенный поиск квалифицированного рабочего – мечта любого работодателя. Но для этого необходимо разбираться в методах подбора персонала (что и когда применить наиболее целесообразно):
- Рекрутинг. Размещение подготовленной вакансии на различных ресурсах для того, чтобы заинтересовать потенциальных рабочих. Основной упор делается на кандидатов, находящихся в поиске.
- Executive search. Подразумевает глубокое знание рынка компании. Применяется для поиска рабочих редких или узких специальностей. В качестве кандидатов рассматриваются все возможные специалисты (даже «неактивные»).
- Headhunting. Переманивание рабочего-профессионала из другой компании.
- Скрининг. Используется для поиска людей без опыта работы (первичный отбор). Это поиск по формальным признакам, когда подбирают кандидатов по определенным критериям. При этом не оценивается мотивация, особенности специалиста.
- Preliminaring. Привлечение студентов или выпускников учебных заведений для стажировки или постоянной работы в компании. Применяется для совершенствования рабочих процессов, «воспитания» необходимых рабочих кадров.
Данные методы предусматривают масштабные проекты при организации процесса поиска и найма рабочих. Для более узких направлений и специализаций могут применяться нетрадиционные способы поиска сотрудника (стресс-интервью, соционика и т.д.).
Этапы подбора персонала
Чтобы поиск рабочих дал положительные результаты, необходимо грамотно поставить вопросы при формировании вакансии:
- кто требуется;
- где искать;
- как провести проверку потенциала и профессиональных качеств;
- что влияет на принятие окончательного решения.
На основании перечисленных вопросов строится план дальнейших действий:
- Сбор данных. Необходимо четко определить, какие проблемы должен решать рабочий, какие качества должны быть у кандидата (не шаблонные, а реальные), а также подробности вакансии.
- Источники поиска. Используйте не только стандартные методы (внутренние базы, доски объявлений, специализированные сайты), но и привлекайте новые технологии – создавайте видеовакансии, используйте сервисы размещения объявлений (например, JCat.Работа), рекомендательный способ.
- Оценка кандидатов. Проверка профессиональных качеств и опыта кандидатов – собеседование, беседа, тестирование, центры оценки.
Последовательный учет особенностей каждого этапа позволяет оценить деловые, личностные и профессиональные качества соискателей, после чего выбрать тех рабочих, которые будут соответствовать ожиданиям руководства компании.
Способы поиска
Существует множество способов поиска сотрудников:
- Кадровое агентство. С помощью него подбор рабочих возможен в короткие сроки в соответствии с заявленными квалификационными требованиями.
- Рекламная кампания в СМИ и печатных изданиях. Требует небольших финансовых затрат. Основная особенность – сложности мониторинга резюме рабочих и затраты времени на проведение собеседования при подборе кандидатов на должность.
- Онлайн-ресурсы. Наиболее доступный и популярный метод. Позволяет просматривать резюме кандидатов, сортируя их по необходимым критериям.
Самостоятельный поиск требует затрат времени и не гарантирует, что найденный кандидат будет отвечать заявленным требованиям.
Воспользовавшись сервисом JCat.Работа, можно найти необходимое количество рабочих за короткое время и в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Сервис позволяет разместить объявления о поиске рабочих на онлайн-ресурсах (специализированных площадках, досках объявлений) в один клик. Нужно только составить объявление, выбрать необходимые ресурсы и оплатить выбранный тариф. В личном кабинете сервиса удобно производить сортировку откликнувшихся кандидатов, редактировать объявление или вносить коррективы для каждого сайта в отдельности.