Искусственный интеллект в 2022 году на пике развития. Он помогает решать производственные задачи как в отдельно взятом предприятии, так и на уровне государства. Поэтому востребованность в высококвалифицированных кадрах в сфере IT сейчас очень высока. Расскажем, какие цифровые профессии популярны в 2022 году.
Самые востребованные digital-профессии
Тренд на наем сотрудников на удаленную работу, заданный во время пандемии, актуален и сейчас. В компаниях выбирают подходящих сотрудников из любой точки мира. А работники из разных регионов могут получать высокую зарплату без переезда в другой город.
Веб-разработчик
Чаще всего в 2022 году работодатели искали веб–разработчиков. Они занимаются созданием и развитием сайтов и различных приложений.
Многие компании в последние годы начали активно использовать облачные сервисы, создавать собственные. И для разработки и обслуживания хранилищ необходимы ассы цифровой профессии.
Веб-разработка включает в себя 3 направления:
- frontend;
- backend;
- fullstack.
Специалисты первого типа занимаются оформлением внешнего вида сайта компании. Frontend-разработчик верстает страницы сетевого ресурса, создает его новые элементы и следит, чтобы все системы работали корректно.
Специалист backend-направления обслуживает серверы, поддерживает корректную работу программного обеспечения, создает базы данных, необходимых для работы систем.
Fullstack-разработчик — универсальный специалист. Совмещает навыки frontend- и backend-разработчиков. Специалист создает сайты, ведет системное администрирование, поддерживает оптимальную работу серверов. Такие специалисты — одни из самых востребованных на рынке диджитал-услуг.
Тестировщик-автоматизатор ПО
Чтобы понять, насколько успешным получился цифровой продукт, проверяют его работу. Этим занимается тестировщик-автоматизатор программного обеспечения. Инженер пишет скрипты, которые позволяют проверять качество ПО. Диджитал-специалист прорабатывает различные сценарии с возможными проблемами, с которыми может столкнуться пользователь программы. Описывает ошибки, которые проявляются в процессе работы, и передает все данные разработчикам digital-продукта для устранения багов. Тестировщик должен уметь работать с Python, Java или Kotlin.
По данным рекрутинговых агентств, спрос на инженеров-тестировщиков в России продолжит расти. И толчок к этому дали иностранные санкции. После их введения многие европейские и западные компании ушли из страны. Освободившиеся ниши в разных сферах занимают азиатские компании, которые внедряют собственное ПО в работу компаний, занимаются разработкой российско-китайских программ. Для проверки их корректности в работе нанимают тестировщиков.
Мобильный разработчик
Еще одна из востребованных профессий этого года — мобильный разработчик. Он создает и поддерживает корректную работу различных приложений для смартфонов, планшетов, часов, приставок, телевизоров.
В зависимости от платформ, для которых создают приложения, выделяют IOS-разработчиков и Android-разработчиков. Специалисты не только прописывают коды для приложения, но и работают над оптимизацией интерфейса, исправляют ошибки, адаптируют дизайн программы под различные устройства. Востребованность профессионалов в сфере разработки приложений постоянно растет. Многие компании создают собственные экосистемы, для которых необходимы различные приложения. По данным финансовых аналитиков, за последние 3 года вложения в создание приложений для цифровых устройств выросли с 1 трлн $ до 6,5 трлн $.
Разработчик игр
Индустрия игр продолжает развиваться. Поэтому специалистов, создающих востребованные и хорошо продающиеся проекты, высоко ценят на рынке труда. Разработчик игр на языке программирования создает интерфейс, сюжеты уровней, прописывает правила, бонусы, взаимодействует с различными специалистами (художниками 2D- и 3D-реальностей, композиторами, сценаристами и другими).
В крупных компаниях есть штат разработчиков игр. Специалисты могут заниматься узконаправленной работой. Например, создавать только 3D- или 2D-игры. В небольших студиях трудятся универсальные представители цифровой профессии. Они создают продукты разных направлений.
Дата-сайентист и дата-инженер
Компании также нуждаются в специалистах, которые могут анализировать ситуацию в бизнесе, строить краткосрочные и длительные прогнозы и, основываясь на полученных данных, помогают выстраивать стратегию развития предприятия. Этим занимаются дата-сайентисты. Представители этой профессии могут найти работу в любой сфере — начиная от розничной торговли и заканчивая молекулярной биологией.
Вот как может происходить взаимодействие дата-сайентиста с сотрудниками из других отелов:
- Вместе с маркетологами анализируют информацию о картах лояльности. Это помогает понять, каким клиентам и как рекламировать определенные продукты и услуги.
- Для сотрудников логистического отдела дата-сайентист может провести анализ путей доставки товаров, основываясь на данных с GPS-трекеров водителей. Полученная информация позволит скорректировать маршруты перевозок.
- Работникам кадрового отдела дата-сайентист предоставит анализ активности персонала из разных отделов. Это поможет в принятии решения о возможном сокращении работников или начислении премии отличившимся сотрудникам.
- Специалисты отдела продаж могут обратиться к дата-сайентисту за получением прогноза об изменении спроса на товар и услуги в зависимости от сезона года. Это необходимо для корректировки цены и размера партий выпускаемой продукции.
Представители профессии должны хорошо знать алгебру и на ее основе проводить математические расчеты. Эти знания помогают видеть закономерности в различных процессах и прогнозировать их развитие в будущем. Чтобы внедрять эти модели в работу компании, digital-специалист должен знать языки компьютерного программирования, уметь работать с платформами по созданию различных программ, визуализировать полученные данные с использованием различных библиотек.
Востребованность таких диджитал-аналитиков постоянно растет. Только за последние 2 года спрос на дата-сайентистов увеличился больше чем в 3 раза.
Во многих компаниях эти сотрудники трудятся в тандеме с дата-инженерами. Они включаются в работу на начальном и финальном этапах исследования. Специалисты автоматизируют скрипты, настраивают систему на поиск ошибок при анализе данных, задают временной интервал для проведения операций.
После того как дата-сайентист провел необходимый анализ, дата-инженер создает базы для хранения информации, выстраивает таблицы с разбивкой на смысловые блоки для комфортной ориентации по базе данных. Все это облегчает работу дата-аналитика.
Digital-инженеры востребованы в сфере телекоммуникации, где необходимо работать с большим объемом данных. Также они смогут найти работу в транспортных и маркетинговых компаниях.
ML-специалист
Цифровые продукты не только помогают пользователю найти ответ на необходимый запрос, программы сами могут изучать привычки и потребности клиента, анализировать их и выбирать выгодные предложения. Обучением искусственного интеллекта занимается ML-специалист. Он создает алгоритмы, которые сами развиваются, выявляют различные закономерности в процессах и помогают решать сложные задачи в ведении бизнеса.
Компания Gartner провела исследование в сфере искусственного интеллекта. Аналитики выяснили, что больше 50% крупных и средних предприятий во всем мире доверяют общение с клиентами ботам и программам. Они также помогают оптимизировать рабочие процессы. Поэтому специалисты, способные создать самообучающиеся алгоритмы будут востребованы и в ближайшие годы.
ML-специалист разрабатывает цифровые модели, которые могут развиваться, анализировать и прогнозировать ход событий, основываясь на полученных данных.
Навыки ML-специалиста востребованы в различных отраслях:
- Транспортной. Digital-инженеры создают алгоритмы для работы беспилотных автомобилей, учат их заблаговременно распознавать препятствия, пробки, искать оптимальные пути их объезда.
- Торговле. С помощью искусственного интеллекта можно оптимизировать закупки товаров, выстроить стратегию рекламной кампании, персонифицировать под потребности клиентов скидочные и бонусные предложения.
- Медицине. Основываясь на результатах диагностики, искусственный интеллект может поставить диагноз, составить программу лечения.
- Банковском секторе. Самообучающиеся программы анализируют данные клиентов, принимают решения о выдаче или отказе займов.
- Игровой индустрии. ML-специалисты создают цифровые алгоритмы, которые изучают поведение пользователей и совершенствуют героев.
Чтобы стать востребованным в профессии, соискатель должен хорошо знать математику, уметь анализировать статистические данные, создавать и оптимизировать хранилища данных, владеть языками программирования.
Как выбрать направление и войти в digital с нуля
Чтобы освоить различные цифровые профессии, можно пройти обучение. В зависимости от сложности специальности курсы могут длиться несколько дней или лет.
Прежде чем выбрать направление для будущей профессии, оцените имеющиеся навыки. Любите рисовать и обладаете начальными знаниями в программировании? Можно стать веб-разработчиком. Если у вас аналитический склад ума, можно попробовать себя в профессии аналитика. Помогут определиться с направлением специализированные тесты. Они есть в интернете. Пользователю предложат ответить на вопросы об IT-навыках, решить несложную задачу. На основе полученных данных программа выдаст несколько вариантов подходящей профессии.
После того как вы определились со специальностью, пройдите обучение. Можно выбрать онлайн- или офлайн-курсы. Первые стоят дороже, потребуется закладывать время на дорогу и покупку обучающих материалов. Дистанционное образование, как правило, дешевле. Подключиться к занятиям можно из любой точки мира, поэтому нет необходимости менять привычный график работы.
Получить первый профессиональный опыт поможет стажировка. Из-за кадрового дефицита многие компании охотно нанимают начинающих digital-специалистов. Однако нужно понимать, что новичкам будут платить небольшую зарплату. Главная цель стажировки — получить опыт в профессии. После наработки определенной базы соискатель может претендовать на более оплачиваемую должность. Востребованные специалисты могут найти работу как в небольших, так и крупных компаниях по всему миру.
Спрос на digital-работников постоянно растет. Сейчас в банках вакансий по всему миру больше 1 миллиона предложений от работодателей. Из них четверть в государственных корпорациях. И востребованность в работниках цифровой сферы продолжит развиваться. Компании во всех странах массово усиливают кибербезопасность, автоматизируют различные процессы работы. Для разработки и обслуживания диджитал-продукции нужны высококвалифицированные специалисты. Поэтому сейчас самое время попробовать реализоваться в цифровой профессии.